- Договорное право

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Комментарий к ст. 120 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств — в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ.

Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности). Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Читайте также:  Виктор: значение, происхождение и характеристика имени

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Что делать, если первичные документы утеряны

Шаг 1. Расследовать факт пропажи документов, которые подтверждают отраженные в учете операции: установить, кто из сотрудников должен был получить документы, были ли они вообще запрошены у контрагента. Можно попробовать запросить документы у контрагента повторно, в 2 из 3 случаев это решит проблему.

Шаг 2. Если простые методы не помогли, переходим к официальным. Официально это оформляется так: сотрудник, который обнаружил пропажу, должен написать служебную записку. На основании этой записки издается приказ руководителя, в котором назнчается комиссия по расследованию пропажи. Комиссия проводит расследование, результат оформляет актом.

В акте описываем обстоятельства пропажи документов. Если произошла форс-мажорная ситуация: например, офис с архивом был затоплен, горел или был ограблен, то соответствующие службы должны это подтвердить. Например, заверить опись имущества, пострадавшего в катастрофе.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Рассмотрим нарушения правил бухгалтерского учета, которые признаются арбитражными судами грубыми:

  • систематические ошибки. Если организация несвоевременно или неправильно отражает на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственные операции, денежные средства, ценности, нематериальные активы и финансовые вложения, то она, безусловно, совершает ошибку, а если подобные нарушения допускались систематически, то эта ошибка признается грубой.

Например, организация была наказана согласно п. 2 ст. 120 НК РФ за систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2006 N Ф09-2199/06-С7 по делу N А60-20322/05).

При этом систематическим является нарушение, совершенное как минимум два раза в течение календарного года. Как известно, календарный год длится с 1 января по 31 декабря. Отсюда следует, что если организация допустила первую ошибку в декабре 2006 г., а вторую — в январе 2007 г., то она не может быть наказана за грубое нарушение правил бухгалтерского учета;

  • отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Арбитражный суд установил по одному из дел, что у налогоплательщика отсутствовали счета-фактуры, а также первичные бухгалтерские документы, подтверждавшие операции по реализации за 2003 г. Поэтому суд признал правомерным привлечение организации к ответственности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2006, 28.06.2006 N Ф03-А73/06-2/2293 по делу N А73-14432/2005-18).

Итак, мы рассмотрели нарушения правил ведения бухгалтерского учета, за которые организация может быть наказана. Теперь приведем случаи, когда у организации имеется возможность избежать ответственности за подобные ошибки.

Книга покупок и книга продаж не являются регистрами бухгалтерского учета. Соответственно, организация не может быть наказана за отсутствие этих книг (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 по делу N А79-15564/2005).

Не является грубым нарушением и неотражение в книге продаж отдельных хозяйственных операций [Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2006 N Ф04-4983/2006(25116-А45-40) по делу N А45-7801/05-46/348].

Наряду с этим нельзя наказывать организацию за ошибки, допущенные в книге учета доходов и расходов, которая представляет собой регистр бухгалтерского учета. Но из текста ст. 120 НК РФ явно следует, что грубым нарушением является отсутствие регистров бухгалтерского учета, а не ошибки в них. Данная правовая позиция приведена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2003 по делу N А56-2776/03.

Отчетность в органы статистики

В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Читайте также:  Ипотека для молодой семьи 2023 в Северодвинске

Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.

Гражданско-правовая ответственность наемного бухгалтера за нарушения

В прошлом была распространена практика привлечения сторонних бухгалтеров на условиях гражданско-правовых договоров не только по причине возможной экономии времени сотрудника и средств работодателя, но и за счет намного меньшего уровня ответственности наемного бухгалтера. Тем не менее, сейчас предусмотрена возможность привлечения наемных бухгалтеров как к уголовной, так и к административной ответственности в общем порядке.

Лицо, сотрудничающее с работодателем по гражданско-правовому договору в качестве бухгалтера, не может привлекаться к ответственности при помощи дисциплинарных взысканий – их применение допускается исключительно в отношении находящихся в штате и официально трудоустроенных сотрудников.

Тем не менее, наемный бухгалтер может быть привлечен к гражданской ответственности за нарушение нормативов ГК РФ, а также отдельных пунктов заключенного договора. Но только в случае, если таковая возможность привлечения бухгалтера к ответственности не противоречит законодательству.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель – максимизация прибыли и минимизация издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Каждая хозяйственная операция должна быть корректно отражена с учетом всех норм налогового и бухгалтерского учета, что в последствие будет основанием для расчета налоговой базы. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и как следствие привести к проблемам со стороны исполнительных органов власти. К таким нарушениям относятся:

  • Отсутствие или некорректное оформление первичной документации, принимаемой к учету. Это обычно приводит к несвоевременному отражению хозяйственных операций или искажению данных, внесенных в базу;
  • Систематический (умышленный) некорректный учет операций, связанных с основной деятельность организации и сформированных для нужд налоговой и бухгалтерской отчетности. Данные нарушение могут привести к искажению экономического результата хозяйственной деятельности и сокрытию налогов от бюджета.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие правила учета доход и расходов

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья 120 Данная статья дает разъяснение по величине штрафных санкций, предусмотренных за нарушение правил в рамках учета доходов и расходов, связанных с деятельностью организации
Приказ Министерства Финансов Номер 86 Регламентирует порядок учета хозяйственных операций
Кодекс РФ об Административной ответственности Статья 15.11 Регламентирует понятие грубого нарушения требований к положению о бухгалтерском учете, а также меры применения административной ответственности
Налоговый кодекс Статья 112 Регламентирует сроки, в течение которых, организация подпадает под действие законодательства, регулирующего применение штрафных санкций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Исправления в годовую бухгалтерскую отчетность вносятся только по существенным ошибкам. Это такие ошибки, которые могут привести к искажению общей картины о финансово-экономическом положении компании, повлечь за собой принятие неверных управленческих решений учредителями.

Как определить существенность ошибки, организация закрепляет в учетной политике. Можно, к примеру, прописать: «ошибка признается существенной, если ее значение искажает показатель любой строки отчета более, чем на 10 %».

Для исправления все показатели бухгалтерской отчетности нужно пересчитать с таким условием, как если бы обнаруженная ошибка никогда бы не совершалась. Такой способ называется ретроспективный метод пересчета. Фирмы, которые ведут упрощенный бухучет, вправе не применять ретроспективный метод пересчета.

Рассмотрим подробнее типовые ошибки в бухгалтерской отчетности.

Ответственность за нарушения налогового законодательства

Ю. Утропов , аудитор ООО «ЛЕКС Аудит»

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего — Закон РФ от 27.12.92 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР от 21.05.92 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Закон РФ от 24.06.93 «О Федеральных органах налоговой полиции», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ). В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Понятие налогового правонарушения.

В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается «. виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность».

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Вина при совершении налогового правонарушения.

В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).

Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.

Читайте также:  Льготы по налогам для пенсионеров в 2021 году

Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).

Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна «не заметить» нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.

Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.

Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами, равными процентной ставке рефинансирования Банка России,. действовавшей в период со дня взыскания этой суммы, по день фактического возврата. Организация имеет право на обращение с иском в суд на неправомерные действия налоговых органов и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Ответственность за нарушения бухгалтерского учета в 2017 году

В 2017 года ответственность за нарушения правил бухгалтерского учета регламентируется Федеральным законом №77-ФЗ «О снесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который 30 марта 2016 года подписал Президент РФ.

В этом документе в том числе была ужесточена ответственность за нарушения правил бухучета.

В этой связи организациям, ведущим предпринимательскую деятельность, теперь придется быть более внимательными к ведению документации, ведь в первую очередь существенно повысились штрафы за нарушения правил бухучета.

Вовсе не всегда нарушения возникают по злой воле, когда предприниматель пытается злонамеренно или ради упрощения себе задачи исказить какие-либо данные или пропустить какие-либо операции.

Чаще всего правила ведения бухгалтерского учета оказываются нарушенными в результате бытовых ситуаций, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, а также от влияния человеческого фактора. Поэтому необходимо проявлять особенную осторожность при ведении бухучета, принимая во внимание данные обстоятельства.

Итак, согласно действующему законодательству, следующие ситуации трактуются как грубые нарушения правил бухгалтерского учета:

  • Любой показатель бухгалтерской отчетности отличается от действительности на 10% или больше. К этому могут привести различные обстоятельства, даже обычная ошибка в подсчетах или неверные данные, возникшие на каком-либо этапе ведения бухгалтерского учета.
  • Отсутствуют первичные учетные документы, или регистров бухучета и финансовой отчетности, а также аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности в том случае, если правила ведения бухучета предписывают аудиторскую проверку как обязательную. Данные о такой проверке, а также прочие бухгалтерские документы, должны храниться не менее 5 лет. Если по каким-либо причинам они становятся недоступны в более короткий срок, это также является грубым нарушением правил бухучета.
  • Сумма налогов и сборов занижена более чем на 10% в денежном измерении. Такая разница может возникнуть неумышленно, и чаще всего так происходит по причине неверной оценки остаточных средств в начале отчетного периода. Однако от ответственности за нарушения правил бухучета данный факт не освобождает.

Когда штраф будет меньше

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:

  • нарушение случилось первый раз;
  • фирма в финансовом кризисе;
  • на бизнесе висит больной кредит перед банком;
  • бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
  • фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
  • штраф слишком велик по отношению к нарушению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *