- Договорное право

Особенности оплаты труда педагогических работников и ее оформление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оплаты труда педагогических работников и ее оформление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

По поводу окладов, ставок

Вознаграждение за труд имеет размер, зависящий от обязанностей у конкретной должности, выполненных за определённый временной промежуток. Обычно в расчёт берут календарный месяц, но норма по часам может корректироваться для конкретного учреждения. При расчёте основных ставок компенсации и дополнительные стимулы не используются.

Предполагается, что стандартная рабочая продолжительность недели равна 30 либо 36 часам. Если применяется часовая норма, то её тоже устанавливают для отдельного случая:

  • 18, 24 часа в неделю.
  • 720 часов в год.
  • Недельные нормы могут составлять 20, 24, 25 часов.

Подготовка по профессии, квалификационная степень учитываются при установке должностных окладов. Должности тоже должны относиться к одной из квалификационных степеней.

Надо смотреть, какую работу выполняет гражданин, находясь на той или иной должности. Удовлетворение целей и потребностей организации – главная цель разработки должностей.

Как быть с повышающими коэффициентами?

Обычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.

При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:

  1. Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
  2. Выполняемая работа – насколько она важна?
  3. Профессиональной подготовки.
  4. Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
  5. Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.

Удлинять отпуска обязаны всем, кто представляет сферу педагогической работы. Правительственное Постановление №274 – основной документ, где описана информация по этому вопросу. Следующие должности дают право на основные отпуска продолжительностью в 56 дней:

  • Учителям, работающим полный день в группах с воспитанниками-инвалидами.
  • Логопеды.
  • Дефектологи.
  • Инструкторы по физкультуре.
  • Воспитатели.
  • Музыкальные руководители.

На 42 дня такого отдыха могут рассчитывать:

  • Директора и их заместители.
  • Методисты.
  • Педагоги-психологи.

Право получения дополнительных отпусков у педагогов появляется как минимум раз в десять лет. Его продолжительность может составлять до 1 года. Порядок, условия предоставления таких отпусков раньше корректировались руководителем. Теперь за установление основных правил отвечают только федеральные органы исполнительной власти.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Как происходит привязка параметров, которые используются для составления таблицы, к учебному процессу? Так как тарификация педагогических работников осуществляется на учебный год (с 1 сентября), весной составляется примерная таблица. Педагоги знакомятся с предполагаемой учебной нагрузкой (программными часами, классным руководством, дополнительными курсами), которые им предстоит вести с нового учебного года. Расписываясь в предварительной тарификации, они соглашаются с новыми условиями работы.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры пенсионерам в 2023 полученной по наследству

В августе, после выхода из государственного отпуска, возможны некоторые изменения в учебной нагрузке. Все это учитывается администрацией школы, и с 1 октября составляется тарификация педагогических работников. Если в предварительной таблице указываются только часы (нет денежного эквивалента), то в настоящей тарификации для каждого сотрудника составляется подробное описание.

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Учителям устанавливаются стимулирующие выплаты по следующим критериям и показателям качества и результативности работы:

Критерии качества и результативности работы

Показатели

Размер стимулирующих выплат

Результативность образовательной деятельности

Стабильность и рост качества обучения при 100% успеваемости с учетом особенностей класса:

положительная динамика качества знаний

стабильные результаты

500 руб.

250 руб.

Результаты ЕГЭ, ЕМТ

выше муниципального

на уровне города

1000 руб.

500 руб.

Участие в предметных олимпиадах:

В масштабах района диплом

1степени 2степени

3 степени

В масштабах города диплом

1 степени

2 степени

3 степени

в интеллектуальных конкурсах :

на муниципальном уровне (1, 2, 3 места)

региональном уровне (1, 2, 3 места)

500 руб.

400 руб.

300 руб.

750 руб.

500 руб.

400 руб.

500, 400, 300 р.

750, 500, 400 р.

Работа с электронными журналами

200 руб.

Работа факультативов, кружков.

250 руб. (1час в

350руб. неделю)

Инновационная деятельность педагога

Использование современных образовательных технологий

Проведение уроков с использованием ИКТ:

1 и более в неделю

2 и более в месяц

3 и более в четверть

300 руб.

200 руб.

100 руб.

Методическая деятельность

Участие в методических объединениях: выступление, обмен опытом, проведение мероприятий публичного характера:

школьный уровень

районный уровень

муниципальный уровень

региональный уровень

100 руб.

500 руб.

750 руб.

1000 руб.

Обобщение и распространение педагогического опыта: проведение мастер- классов, открытых классных часов, семинаров на уровне: школы

района

города

края

100 руб.

300 руб.

500 руб.

700 руб.

Выступление на конференциях, совещаниях на уровне: района

города

края

500 руб.

750 руб.

1000 руб.

Кураторство, наставничество

150 руб.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Уровень конкурса: школьный тур, районный тур

Согласно коллективного договора

Результативность

Взаимодействие с родителями

Отсутствие конфликтов, жалоб

100 руб.

Работа с документацией

Своевременная отчетность

50 руб.

Исполнительская дисциплина

Своевременная и качественная сдача отчетности

100 руб.

Посещаемость оперативок, методических совещаний, и т.п.

100 руб.

Отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка

100 руб.

Оплата труда работников образовательных учреждений высшего профессионального образования регулируется двумя методами: государственно-правовым и договорным.

Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размер доплат и надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).

Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором.

Стимулирующие выплаты

В Перечне указан вид стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты. Однако предусмотренные в нем показатели свидетельствуют, очевидно, о другом. Так, стимулирующие выплаты установлены за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

  • за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, интернатами при школе;
  • за выполнение обязанностей классного руководителя;
  • за проверку письменных работ;
  • за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях);
  • в случае привлечения к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не менее чем в двойном размере);
  • за работу в детских оздоровительных лагерях и т.д.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.
Читайте также:  Новая форма декларации по УСН в 2023 году: бланк

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

1. Существует ли законодательно установленный норматив по соотношению фондов оплаты труда и заработных плат педагогов и административного персонала?

На федеральной уровне отсутствуют какие-либо нормы, которые регулируют данный вопрос. Имеется лишь Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, которая была утверждена Письмом Министерства образования и науки от 13 сентября 2006 г. №АФ-213/03. Стоит заметить, что этот документ не только сам по себе носит рекомендательный характер, но и нормы, касающиеся соотношения ФОТ педагогических работников и ФОТ административного персонала, отнесены в нем к ведению руководителей образовательных учреждений. В Методике лишь рекомендуется соотносить эти фонды как 70%/30%. Однако, соответствующие нормы могут существовать на региональном уровне и устанавливать предельные значения такого процентного соотношения.

2. Что такое детодни и используются ли они при формировании заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений?

Так как законодательством Алтайского края утверждено подушевое финансирование, то деньги должны выделяться на каждого ученика отдельно. Обучение пришедших после не должно оплачиваться из стимулирующей части, так как у каждой статьи бюджетных расходов имеется своя цель. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в случае, если муниципальное или государственное задание изменяется (например, количество учеников, которых должна обучить конкретная школа), то должно пересматриваться и финансирование. Ваш директор должна запрашивать дополнительные средства из муниципального и регионального бюджета, а не расходовать бюджетные средства не по их прямому назначению (за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена административная ответственность, ст. 15.14 КоАП РФ).

4. Учитель физкультуры требует отдельной оплаты (опять же из стимулирующей) за подготовку к ГТО. Законны ли такие требования?

Ответ на данный вопрос Вам следует искать в Положении об оплате труда, которое утверждено в Вашей школе. Если там предусмотрены стимулирующие выплаты за проведение ГТО, то требования преподавателя законны. Для пересмотра Положения можно воспользоваться механизмом урегулирования коллективного трудового спора, который урегулирован ТК РФ и разрешается на уровне взаимодействия представителей администрации и представителей профсоюза (-ов).

5. Как только речь заходит о нормативах набора детей и повышении ставок учителям из бюджета сразу слышим реплики от УКСМ, что из-за дефицита бюджетный средств сам учредитель (администрация Пожарского района) определяет муниципальное задание, которое он может сократить в 2, а то и в три раза. Остальное учреждение должно если хочет сохранить детей оплачивать из иной приносящей доход деятельности (родительской платы), в том числе и зарплату педагогам, стимулирующие. Правомерно ли их утверждение? (ответ дан на примере Пожарского муниципального района Приморского края)

Законодательство Российской Федерации устроено таким образом, что государственный или муниципальный заказчик вправе самостоятельно определять, какое финансирование по нормативам он установит в следующем финансовом году. Вместе с тем, можно пытаться через суд и иные контролирующие и надзорные органы (прокуратура, Рособрнадзор) пытаться оспорить порядок составления такого задания. Так, статьей 15.15.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка формирования государственного задания. Порядок составления задания определяется нормативным актом соответствующего субъекта или муниципального образования. Администрацией Пожарского муниципального района утверждено Постановление от 26 июля 2016 г. №250-па «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания». В нем содержатся следующие указания:

п. 3.11: Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

п. 4.3: Базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания муниципальной услуги, с соблюдением показателей качества оказания муниципальной услуги.

п. 4.4: При определении базового норматива затрат применяются нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые для оказания муниципальной услуги). При отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом услуги, указанные нормы определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности муниципального учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы муниципальной услуги при выполнении требований, предъявляемых к качеству оказания муниципальной услуги, отраженных в базовом (отраслевом) перечне, либо на основе медианного значения по муниципальным учреждениям, оказывающим муниципальную услугу.

Читайте также:  Расчет больничного листа в 2023 году - Алгоритм расчета больничного листа

п. 4.5: В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются:
а) затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал.

п. 4.12: Значения базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов подлежат размещению в установленном порядке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях.

Таким образом, исходя из соответствующих нормативных актов мы видим, что заказчик должен учитывать все расходы, которые требуются для оказания услуги. И если на предоставленное количество средств невозможно оказать такую услугу, то такое муниципальное задание должно оспариваться. В качестве аргумента можно представить результаты независимой экспертизы по данному вопросу, которая будет содержать анализ ситуации с выводом о том, что на предоставленное количество средств невозможно выполнить услугу на требуемом уровне.

6. Кто является участниками формирования и распределения по школам фонда материального стимулирования? Кто определяется его размер и как он распределяется по школам? Обязательно ли он вообще должен формироваться?

Основная финансовая нагрузка, связанная с финансированием образовательных организаций среднего и общего образования, лежит на субъектах Российской Федерации. Соответственно, основные нормативные акты по данному вопросу существуют на уровне регионов и муниципального самоуправления. Рассмотрим на примере Алтайского края.

Проект «Земский учитель»

Сколько:

  • подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
  • единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.

Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.

Как получить:

  • переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
  • учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Что делать, если работники не согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *