Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулирование бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету
Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.
Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.
Стандарты (ПБУ):
-
определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);
-
дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
-
определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.
В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:
-
ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.
-
ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.
-
ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.
-
ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.
-
ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.
-
ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.
-
ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.
-
ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г
-
ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.
-
ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.
-
ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.
-
ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.
-
ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.
-
ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.
В нашей стране бухгалтерский учет ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных российским законодательством. Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента Российской Федерации. В-третьих, акты Правительства и так далее.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней (см.приложение 1).
Нормативный акт — это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права[11]. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации[12].
«Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации»[13]. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин «законодательство» применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином «правовой акт» принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин «подзаконный акт» («акт законодательства») применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.
Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель регулирования учета и ее развитие регламентируется законодательными актами государства; в британо-американской модели доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов)[27].
До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели).
В последнее время ситуация изменилась. Совершенствование законодательной базы бухгалтерского учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.
В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти[28]. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)[29]. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, то есть возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации[30], поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»[31], устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня.
Пути совершенствования системы бухучета:
- оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
- увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
- повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
- соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
- эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
- применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.
Структура нормативной документации
Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.
Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.
Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.
Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.
Основной круг лиц, которым адресуется бухгалтерская отчетность указан непосредственно в Законе «О бухгалтерском учете». Статья 15 Закона устанавливает, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики, другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Закон не называет всех пользователей отчетности и содержит отсылочную норму к законодательству РФ, которое может дополнять перечень пользователей, к которым, в частности, относятся налоговые органы. В России фискальная направленность учета по-прежнему играет достаточно существенную роль. Поэтому многие организации при формировании отчетности прежде всего исходят не из целей объективного отражения финансового состояния организации, а из целей минимизации активов при заполнении «Отчета о прибылях и убытках».
- Учредители, участники организации, собственники ее имущества.
Перечень пользователей бухгалтерской отчетности открывается в Законе с участников организации. Тем самым закон еще раз подчеркивает, что «одной из основных задач учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой прежде всего внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений и обеспечения эффективности ее деятельности».
Бухгалтерский учет формирует информацию, определяющую финансовое положение организации и содержащую оценку результатов ее деятельности, что необходимо для управления самой организации.
Управленческий учет формирует информацию для планирования, прогнозирования, осуществления контроля за деятельностью организации, поэтому его ведение законодательно не регламентировано и может определяться локальными нормативными актами.
- Органы статистики
В соответствии с Положением о государственном комитете РФ по статистике, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 № 85, одной из функций Госкомстата является организация сбора и обработки бухгалтерской отчетности организаций и обеспечение в установленном порядке пользователей данными этой отчетности (пп.4 п.9 Положения). Госкомстат имеет право запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (пп. 1 п. 10).
Дополнительно к бухгалтерской отчетности, организация должна представлять статистическую отчетность, часть которой основывается на данных бухгалтерского учета («Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», «Сведения об инвестициях», «Сведения о финансовом состоянии организации» «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов).
Согласно п. 1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата от 07.02.2001 № 13 методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств, изложенных в нормативных актах, утвержденных Приказами Министерства финансов Российской Федерации.
- Налоговые органы. Соотношение бухгалтерского и налогового учета
Согласно Закону «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п.1 ст.1). Одной из задач бухгалтерского учета является формирование для внутренних и внешних пользователей полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п.3 ст.1 Закона). Поэтому бухгалтерская отчетность может быть использована и для целей исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов, а также осуществления налогового контроля.
Функции и задачи бухгалтерского учета
- Функции бухгалтерского учета:
- 1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
- 2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
- 3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
- 4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
- 5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно. - Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Четвертый уровень. Рабочие документы организации
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Федеральный (законодательный) уровень
Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2021 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
- Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.
Функции и задачи бухгалтерского учета
Функции бухгалтерского учета:
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
Положение по ведению бухгалтерского учета |
29.07.1998, N 34н |
|
ПБУ 1/2008 |
Учетная политика организации |
06.10.2008, N 106н |
ПБУ 4/99 |
Бухгалтерская отчетность организации |
06.07.1999, N 43н |
ПБУ 7/98 |
События после отчетной даты |
25.11.1998, N 56н |
ПБУ 8/2010 |
Оценочные обязательства, условные |
13.12.2010, N 167н |
ПБУ 11/2008 |
Информация о связанных сторонах |
29.04.2008, N 48н |
ПБУ 12/2010 |
Информация по сегментам |
08.11.2010, N 143н |
ПБУ 16/02 |
Информация по прекращаемой деятельности |
02.07.2002, N 66н |
ПБУ 21/2008 |
Изменения оценочных значений |
06.10.2008, N 106н |
ПБУ 22/2010 |
Исправление ошибок в бухгалтерском учете |
28.06.2010, N 63н |
ПБУ 23/2011 |
Отчет о движении денежных средств |
02.02.2011, N 11н |
Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.