- Торговое право

Налоговая система и уровень налоговой нагрузки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система и уровень налоговой нагрузки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

Обязательные отчисления / удержания

Подоходный налог

Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.

Страховые взносы

Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.

Профсоюзные взносы

Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.

Закон «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» предусмотрел размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование):

для работодателей – 28 %;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, – 24 %;

для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 %;

для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29%;

для работающих граждан – 1 %.

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.

00:36 — считаем, сколько налогов заплатит белорус, у которого зарплата 1000 рублей «грязными».

1:51 — говорим о косвенных налогах и о том, сколько они забирают из кошелька простых белорусов. Правильно ли считать, что даже неработающий человек, покупая продукты, уже платит налоги.

5:05 — у нас очень высокий процент отчислений в Фонд социальной защиты населения. Объясняем, почему такие маленькие пенсии и пособия.

7:38 — 84% от общего дохода бюджета — это налоги. Куда идут наши деньги?

10:26 — в процентном соотношении мы платим больше налогов, чем немцы. Почему наша медицина, образование, дороги и все остальное не на уровне немцев?

14:02 — как должен измениться «налог-взнос» в ФСЗН и каким образом можно изменить налоговую систему, чтобы люди не уезжали?

Минимальная зарплата (МЗП) – это нижняя граница оплаты труда работника. Проще говоря, наниматель не имеет права платить работнику меньше данной величины. При этом МЗП (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени, а также условий труда и качества выполненной работы. Работнику, у которого размер начисленной зарплаты оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного законом, наниматель обязан произвести доплату до размера МЗП (месячной и часовой).

Читайте также:  Штраф за пересечение сплошной линии и выезд на встречную полосу в 2023 году

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом министров ежегодно с 1 января. При этом коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной МЗП, но не ниже установленного Законом. В течение года месячная МЗП может быть проиндексирована с учетом инфляции. С 1 января 2021 года размер месячной МЗП составлял 400 руб., но зарплаты за сентябрь и октябрь были проиндексированы из-за ускорившейся инфляции. В Минтруда опубликовали предварительную информацию о том, что «минималка» с 1 января 2022 года составит 457 руб.

Отметим, что минимальная зарплата – это не прикладной социальный стандарт. Она не влияет на формирование размера пособий, штрафов или налогов.

В Беларуси социальные пенсии традиционно пересматриваются четыре раза в год, в том числе и прожиточный минимум. Социальная пенсия составляет 50% от прожиточного минимума. Те, кто получает минимальную пенсию по старости — 25% от прожиточного минимума, дополненного 20% от средней зарплаты по стране, также могут рассчитывать на повышение с 1 февраля.

Так, к 31 января 2023 года социальная пенсия для лиц в возрасте 65 лет и старше составит 169,92 рубля для мужчин и 60 рублей для женщин, а минимальная пенсия по старости — 346,96 рублей.

С 1 февраля пенсионные надбавки также станут более значительными:

  • 75% от минимального размера пенсии по старости для лиц в возрасте 75 лет и старше;
  • для лиц в возрасте 80 лет и старше — 100% от минимального размера пенсии по старости.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.
Читайте также:  Как законно уволиться без отработки?

Матвей идёт к мечте: мальчику из Лунинца нужна помощь, чтобы научиться ходить

Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.

Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:

  • Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
  • Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).

В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).

К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.

При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).

Старая формула: (7 000 — 10,5%) — 12% = 5 513,2. Работник платил 1 486,8 лея налогов с зарплаты в 7 000 леев.
Новая формула: 7000 — 840 (12%) — 554,4 (9%) = 5 605,6. Работник будет платить. 1 394,4 лея налогов с зарплаты в 7000 леев.

Старая формула: (12 000 — 10,5%) — 12% = 9 451,2. Работник платил 2 548,8 лея налогов с зарплаты в 12 000 леев.
Новая формула: (12 000 — 9%) — 12% = 9 609,6. Работник будет платить 2 390,4 лея налогов с зарплаты в 12 000 леев.

Зарплаты учителей и воспитателей детских садов представлены в таблице ниже. Как вы видите, бюджетники в этой стране получают весьма небольшие деньги за свой труд. Даже не смотря на ежегодно обещаемые повышения, ставки оплаты труда остаются в два раза ниже, чем, в среднем, люди зарабатывают в Республике Беларусь.

Профессия Заработная плата, бел. руб. Заработная плата, рубли
Воспитатели детских садов 520 16360
Учителя 550 17260
Социальные работники 440 13900

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.

«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».

Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).

С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.

Читайте также:  Сколько денег могут получить ветераны труда и как оформить звание

Стандартный налоговый вычет составляет:

  • 126 бел руб. для тех, чей ежемесячный доход не превышает 761 руб.
  • 37 руб. за каждого ребенка не достигшего совершеннолетия или иждивенца. Под иждивенцем подразумеваются мужчины или женщины, ухаживающие за малолетним до 3-х лет, не работающие или находящиеся в отпуске. Тогда стандартный вычет применяется к одному из родителей или к усыновителю/опекуну. Если же в отпуске по уходу находится человек, не имеющий мужа или жены, то он считается иждивенцем для родителей малыша. Чтобы получить вычеты за наличие ребенка до 18-ти, необходимо предоставить его свидетельство о рождении. Льготой они смогут пользоваться, пока ребенок не достигнет 18. На двоих детей и более – 70 руб. на каждого ребенка.

Иждивенцами будут признаны совершеннолетние студенты, которые получают следующее образование на дневной (очной) форме:

  • Первое высшее
  • Общее среднее
  • Специальное
  • Первое профессионально-техническое
  • Первое среднее специальное

Тогда воспользоваться налоговой льготой могут родители или опекуны учащегося, пока последний не прекратит обучение в образовательном учреждении. Для того, чтобы претендовать на вычет в соответствующем учреждении образования необходимо получить справку о том, что совершеннолетний ребенок действительно там обучается.

Если же студент получает образование платно, то он или его близкие родственники (опекуны) могут получить налоговый вычет в сумме равный годовой стоимости обучения. Если уплачено больше, чем месячный заработок, вычет делится на несколько месяцев. Справку обычно нужно предъявить на работе плательщика, но иногда документы подаются сразу в налоговую инспекцию вместе с декларацией.

Стандартный налоговый вычет в 70 бел. руб. могут получить воспитывающие детей в одиночку, вдовы или вдовцы, а также родители, имеющие 2 и более ребенка, либо несовершеннолетних детей-инвалидов.

Увеличивается размер надбавок для некоторых категорий работников.

  • Медики

На 55 процентных пунктов вырастет надбавка врачам-специалистам, а средним медицинским работникам и за особенности профдеятельности иным работникам — на 50 процентных пунктов.

Также установлена надбавка за особенности профессиональной деятельности рабочим бюджетных организаций, ее размер зависит от разряда — до 90% базовой ставки.

Кроме того, введена надбавка для руководителей стажировки: 5% базовой ставки за день. Увеличены надбавки для преподавателей за лечебно-диагностическую работу: их размер будут рассчитывать в процентах от оклада врача-специалиста соответствующей специальности и квалификационной категории.

  • Работники культуры и выпускники учреждений образования Минкультуры

Выпускники вузов, распределенные в бюджетные организации и включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, в течение срока обязательной отработки будут получать надбавку в размере 40% от оклада.

Руководителям и специалистам с высшим и средним специальным образованием в течение отработки, в том числе целевой, положена надбавка в размере 20% оклада.

Педагогам культуры, которые были зачислены в ряды одаренной и талантливой молодежи, учились на бюджете и получили распределение, прибавят 45% от оклада.

Кроме того, надбавка в 30% от оклада предусмотрена для педагогов с высшим и средним специальным культурным образованием, отработавшим срок обязательной работы и продолжающим работать на условиях заключенных трудовых договоров (контрактов), надбавка выплачивается в течение последующего одного года.

Надбавка сотрудникам бюджетных организаций культуры будет составлять 23% от оклада (ранее 16% от оклада).

  • Работники в сфере соцобслуживания

Социальный налоговый вычет

Как и в предыдущие годы, при определении размера налоговой базы подоходного налога в 2023 году физическое лицо вправе получить социальный налоговый вычет в размере суммы, уплаченной в течение календарного года за обучение в учреждениях образования Беларуси (имеются ввиду первое высшее, среднее специальное или профессионально-техническое) или погашение кредитов, выданных белорусскими банками на эти цели. Причем вычет предоставляется, если обучается как само физическое лицо, так и лица, состоящие с ним в отношениях близкого родства (родители, дети, супруги, родные братья и сестры).

Кроме того, с 1 января 2023 года в Налоговый кодекс внесены коррективы с учетом норм Указа Главы государства от 27 сентября 2021 года №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Как следствие, теперь физлицо вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им (возмещенной налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *