- КОАП

Как предпринимателю избежать налоговой проверки: изучаем критерии риска

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как предпринимателю избежать налоговой проверки: изучаем критерии риска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как показывает наша аудиторская практика, самое сложное при профилактике налоговых споров – убедить ИФНС, что ваши договоры с контрагентами не являются фиктивными, а деятельность добросовестна и законна. Для этого из числа партнеров компании в первую очередь необходимо исключить фирмы, имеющие признаки «однодневок». Дело в том, что налоговики не сомневаются: сотрудничая с ними, вы тоже участвуете в незаконных финансовых схемах.

Поэтому к вопросу выбора контрагента нужно относиться очень внимательно. Это должна быть не просто организация или предприниматель, предложивший вам свои услуги, которыми вы с ходу воспользовались. Ориентироваться нужно не только на цены. Ознакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента: копиями устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации.

Выбирая партнера по бизнесу (особенно – стратегического, на длительный период), спросите рекомендации партнеров проверяемой компании, а еще лучше — банка, работающего с ней. Дело в том, что с введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» в 2012 году основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут именно банки. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

В свете последних инструкций Центробанка и ряда подзаконных актов к Федеральному закону № 115-ФЗ1 (например, приказы Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)», от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок») контроль за клиентом банк начинает еще до момента открытия расчетного счета. Так, банк обязан проверить, совпадают ли юридический и фактический адреса предприятия. В противном случае он имеет право не открывать счет. Служба безопасности банка должна провести собеседование с генеральным директором компании, выяснить у него суть деятельности предприятия, проверить руководителя на предмет его «массовости» и дисквалификации. После открытия счета банк отслеживает финансовые операции и при любых подозрениях в том, что деятельность компании является незаконной, сообщает в Росфинмониторинг.

Как видим, банк – идеальный вариант мониторинга контрагентов, но получить в свое распоряжение эту информацию очень непросто. Своих «агентов» среди банкиров имеют только крупные компании. Индивидуальным же предпринимателям могу посоветовать «пробивать» потенциальных контрагентов через Интернет и другие открытые источники. В них есть 90 процентов интересующей вас информации. Проанализируйте, как долго и насколько успешно интересующая вас компания работает на рынке. Входит ли она в профессиональные ассоциации? Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами? Если есть возможность, поинтересуйтесь информацией о компании у ее бывших ключевых сотрудников, их сведения могут оказаться вам полезны.

Читайте также:  Как проверить авиабилет по номеру билета, проверка брони: освещаем суть

Отдельная работа — мониторинг контрагентов компании-партнера. Сама она может не иметь признаков недобросовестного налогоплательщика, а ее контрагенты могут быть именно такими. Это означает, что компания, вероятно, участвует в схемах по незаконному уменьшению налогообложения и уклонению от уплаты налогов.

При проверке своих партнеров по бизнесу особое внимание нужно уделять и «бумажной» работе. Контролируйте, чтобы на всех договорах печати и подписи соответствовали друг другу. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись подлинные и совпадают с соответствующими образцами.

Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными2.

И еще один важный совет. Будьте особенно внимательны, если ваше предприятие работает с холдингом, торговым домом или группой компаний, поскольку при заключении договора вам могут предложить «техническую фирму», используемую для незаконного уменьшения налогообложения.

Выявление направлений проверки налоговиками

Выездные налоговые проверки, проводимые налоговой инспекцией, — это наиболее эффективный и действенный метод поиска и определения недобросовестных налогоплательщиков. В то же время для хозяйствующих субъектов он является самым рискованным и неприятным мероприятием.

При проведении выездной налоговой проверки работники ИФНС получают обширные полномочия — просматривать и анализировать документы налогоплательщика, проводить аудит офисных и складских помещений, осуществлять инвентаризацию и проверку продукции. К тому же, инспекторы вправе опрашивать свидетелей, среди которых могут быть не только работники организации, но и иные лица (контрагенты, клиенты). Таким методом репутация компании может быть дискредитирована в глазах партнеров.

Кроме того, в настоящий момент появляются новые стратегии оптимизации налоговой нагрузки. Налоговики стремятся к их своевременному обнаружению, а потому разрабатывают различные методы их выявления, обозначая их как «схемы уклонения от налогов».

При этом любая налоговая оптимизация может быть расценена как недобросовестная с нарушением норм законодательства и уклонением от налоговых платежей в бюджет. И если даже на самом деле компания ни в чем не виновата, она все равно попадет в список организаций, в которых должна быть проведена выездная налоговая проверка. При этом налоговики могут задавать различные вопросы касаемо деятельности компании, а потому сотрудников обязательно нужно к этому подготовить.

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

Избежать налоговых проверок? Расслабьтесь!

И если средний владелец магазина с доходом в 1 миллион рублей за квартал заплатит 30 тысяч, а анализируемый ИП с таким же доходом — 10 тысяч рублей, то вероятность подобных проверок налогоплательщиков резко возрастет. Ведь ФНС подозревает сокрытие прибыли.

Если этот показатель значительно отклоняется в сторону уменьшения, в ближайшее время следует ожидать налоговой проверки.

Аудит на месте предполагает принудительный сбор документов. К этому нужно быть готовым. Должностные лица могут запросить любые документы, относящиеся к сфере проверки. Сама выездная проверка длится 2 месяца, но может быть приостановлена (возобновлена) или продлена по причинам, указанным в Постановлении о налогообложении. Общая продолжительность данного вида проверки составляет не более шести месяцев.

Прежде всего, вам необходимо знать, какие характеристики могут «попасть под подозрение» налоговых органов. Концепция планирования аудита отражена в документе, утвержденном приказом налоговой инспекции № ММ-3-06/333 от 30.05.2007. Налоговая служба не тратит время на компании, которые ведут себя незаконно. Если вы честно платите налоги и правильно подаете декларации, вы вряд ли их заинтересуете.

Во время проверки, например, когда при «закрытом» осмотре выявляются недостатки в декларации, налоговый орган может запросить полные документы в виде копий.

Однако представители ФНС считают, что такое правовое регулирование не требуется. При этом они ссылаются на добровольный (!) характер взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольно-аналитической деятельности. По их мнению, вопросы истребования документов (информации) и вызова должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений регулируются Налоговым кодексом РФ.

Налоговые проверки — головная боль для предпринимателей: они грозят штрафами и дополнительным налоговым бременем.

Как видите, список критериев настолько широк, что не стоит заблуждаться, что ваша компания не соответствует хотя бы одному из них. Пока существует бизнес, будет и причина для аудита.

Для любого предприятия налоговая проверка — неприятная процедура. Она особенно неприятна, когда застает вас врасплох. Как распознать риск аудита и как его избежать или пройти?

Налоговый кодекс РФ подвержен постоянным изменениям, за которыми необходимо внимательно следить. Меняются сроки подачи деклараций, осуществления платежей, правила подачи деклараций, новые обязательства и новые формы отчетности. В крупных компаниях обычно есть сотрудники, которые отслеживают инновации и обращают на них внимание.

Налоговые проверки: как их избежать и что делать, когда они происходят

Такая ситуация часто наблюдается при расширении бизнеса, но будет рассматриваться непосредственно налоговыми органами в ходе проверки.

Во время аудита не следует беспокоить инспекторов. Потому что многие люди думают, что если их потревожить, то они ничего не напишут. На самом деле это не так. Хотя бы потому, что налоговые органы могут доначислить налоги только на основании данных других налогоплательщиков, чьи данные аналогичны вашим.

Эксперты советуют проводить внутренние аудиты не реже одного раза в год, чтобы вовремя выявить ошибки и успеть исправить их (то есть доплатить налоги) до визита инспектора.

Необходимо собрать как документы, полученные от контрагента в ходе предсделочных проверок, так и документы, подтверждающие факты встреч (разговоров и переписки) как до, так и во время сделки, а также любую информацию, свидетельствующую о наличии деловой репутации у контрагента и продвижении его услуг.

Участник экономических отношений обязан проверять контрагентов. На сайте ФНС есть даже онлайн-сервис с таким названием.

Если результат заметно ниже среднего по отрасли, вы на шаг ближе к налоговой проверке.

Этот критерий относится только к индивидуальным предпринимателям. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном снижении налогов, если компания не приносит прибыли.

Налоговые органы не предупреждают о выездных проверках. В отличие от тех аудитов, которые попадают на страницы Генеральной прокуратуры и других ведомств, аудиторские проверки на местах являются тайной. Поэтому мы не можем подготовиться к ним заранее.

Этот критерий относится только к индивидуальным предпринимателям. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном снижении налогов, если компания не приносит прибыли.

Вместе с экспертом мы будем развивать налоговые проверки на предприятиях. Однако эти же рекомендации применимы и к другим инспекциям.

В предыдущем выпуске мы обсудили признаки «однодневных» предприятий и других недобросовестных налогоплательщиков. В этом материале автор предлагает методы предотвращения налоговых споров, делится советами по проверке контрагентов, которых не было в книге, анализирует ошибки, увеличивающие вероятность налоговой проверки, и дает рекомендации, снижающие вероятность посещения налогоплательщиками предпринимателей.

Минфин России придерживается позиции, что каждый налогоплательщик перед заключением договора должен проверить правоспособность поставщика (любого контрагента) и полномочия его агентов.

Смена учредителей, реорганизация, переезд на новое место

Компании очень часто решаются на этот шаг, видя в нем единственный способ избежать выездной проверки и доначислений. Однако, налоговики такие попытки пресекают и подозрения в недобросовестности компании и уклонении от уплаты налогов только усиливаются.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» написано, что сотрудники полиции будут привлекаться к процессу выездной налоговой проверки «…при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.)».

Суды согласны с позицией ФНС и расценивают миграцию, реорганизацию и смену руководителей, как противодействие налоговой проверке.

  • Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.02.15 №Ф08-10641/2014;
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.14 №А03-2937/2013.

А если же реорганизация или смена фактического адреса была запланирована задолго до проведения выездной проверки? Возможно ли ее обосновать? Конечно же, преследуя разумные экономические цели? Например, на основании Постановления Восьмого ААС от 30.05.13 №А81-4959/2012 суд не счел смену места регистрации предпринимателя попыткой противодействия налоговой проверки, заявленной налоговиками, а обоснованной причиной, вызванной деловыми целями и расширением сферы деятельности.

Читайте также:  Какой налог платит ИП при продаже авто

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.

Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.

Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

Камеральная проверка:

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.

Выездная проверка:

  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Что делать, если пришла налоговая проверка?

Теперь перейдем непосредственно к тому, что делать, если пришла налоговая проверка. Я дам 10 общих советов, которые подойдут практически к любой ситуации, но все же нужно учитывать, что каждый случай индивидуален.

Совет 1. Вы должны хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве. Изучите налоговый кодекс! В частности, в вопросах, касающихся проведения налоговой проверки: что проверяющие имеют право делать, что не имеют, в каких случаях, и т.д., потому что по факту они очень часто действуют в несоответствии с законами. То, что написано в этой статье, применимо к действующему законодательству РФ, но учтите, что далее оно может измениться — вы должны знать именно актуальные законы. В других странах все очень похоже, но тоже нужно изучать подробности, чтобы оперировать законами в диалоге с налоговыми инспекторами.

Не ждите, когда к вам придет налоговая проверка, а изучите все законодательные нюансы, связанные с ее проведением, заранее! Потому что проверки неизбежны, это лишь вопрос времени!

Совет 2. Подготовьтесь к проведению налоговой проверки. Как правило, о налоговой проверке вас должны уведомить заранее в установленный законом срок. Как только вы получили такое уведомление — позаботьтесь о том, чтобы документация, которую может охватить проверка, была идеальной и соответствовала документации контрагентов. Проверьте наличие всех печатей, подписей, соответствия дат и т.д. Предупредите своих контрагентов, если есть вероятность того, что будет проведена и встречная налоговая проверка — пусть тоже приведут все документы в порядок. Подготовьте свой офис к налоговой проверке: уберите из него все лишнее и не касающееся моментов, указанных в постановлении о проверке. Подготовьте копии документов, по которым будет проводиться проверка, убрав оригиналы.

Совет 3. Общайтесь с налоговой только письменно. Проверка налоговыми органами вообще начинается с того, что они предъявляют вам постановление о проведении налоговой проверки. Внимательно изучите его на предмет соответствия законодательству: кто подписал постановление, имеет ли он полномочия, не нарушены ли сроки и т.д., и если увидите, что оно противоречит законам, то уже сразу дайте письменный ответ об этом. Далее предоставляйте инспекторам возможность провести налоговую проверку только по тем конкретным моментам, которые указаны в постановлении (например, по конкретному налогу и т.д.). Если инспектора будут запрашивать у вас какие-то дополнительные документы, не указанные в постановлении — пусть делают это письменно, мотивируя свои запросы. Если они не будут соответствовать законодательству — так же письменно отвечайте им это, ссылаясь на нормы налогового кодекса. Также рекомендую записывать абсолютно все разговоры с проверяющими на диктофон.

Совет 4. Допускайте к проверке только тех, кто указан в постановлении. Бывает, что в постановлении о налоговой проверке указан один или несколько инспекторов, а к вам приходит большее их количество. Так вот, все «лишние» не имеют никакого права проводить проверку, поэтому их можете смело вообще не впускать. А у проверяющих внимательно проверьте служебные удостоверения и документы: не просрочены ли они. Если есть хоть малейшие несоответствия — нахождение таких лиц на проверке незаконно.

Однако, есть небольшая хитрость. Вы можете специально допустить к проверке не имеющих на это полномочий лиц, зафиксировав их присутствие письменно, и в дальнейшем это нарушение может послужить отличным предлогом, для того чтобы признать результаты проверки недействительными. Для этого потребуется обратиться с жалобой в налоговую инспекцию, если это не принесет результата, то в суд.

Совет 5. Предоставляйте для проверки копии документов. Налоговая проверка может проводиться на основании заверенных копий документов, поэтому оригиналы лучше им не передавать. Запросить оригиналы проверяющие могут только в определенных случаях и только письменно, а самостоятельно изъять их — только в случае проведения выемки документов. Во всех остальных случаях заверенных копий будет достаточно.

Совет 6. Помните, что запрос информации и запрос документов — это разные вещи. Если налоговая проверка правомерно и письменно запрашивает у вас некую информацию — предоставьте им эту информацию в своем письменном ответе, но при этом не предоставляйте документы, подтверждающие ее. Предоставление документов должно происходить только по письменному запросу о предоставлении этих конкретных документов.

Читайте также:  Новые правила пересдачи на права после лишения в 2023 году

Совет 7. Фиксируйте письменно и документально все факты нарушения законодательства при проведении налоговой проверки. Скорее всего, такие будут, особенно, если у вас с документами все в порядке, и инспектора будут идти на хитрости, чтобы «что-нибудь накопать». Все эти нарушения потом вы сможете обозначить в жалобе и, ссылаясь на них, требовать признания результатов проверки недействительными (если они вас не устроят). Также это будет служить отличными доказательствами в суде, если он понадобится.

Совет 8. Внимательно изучите акт налоговой проверки и последующие документы. Все они должны соответствовать друг-другу. Например, сумма доначисленных налогов, штрафов, пени, указанная в акте, должна соответствовать сумме, указанной в последующем требовании или решении. Если будут выявлены любые несоответствия — это отличный повод для признания результатов проверки недействительными. Также в акте налоговой проверки должны быть четко указаны со ссылками на документы выявленные нарушения или их отсутствие, выводы проверяющих и ссылки на статьи налогового кодекса, определяющие санкции за такие нарушения.

Совет 9. Не пытайтесь дать проверяющим взятку! Это верный способ вместо начисленного штрафа стать привлеченным к уголовной ответственности. Налоговые инспектора могут тоже записывать все разговоры на диктофон, и при получении таких доказательств преступления будут просто счастливы. А вы пополните статистику раскрываемости коррупционных преступлений.

Совет 10. Не бойтесь оспаривать результаты налоговой проверки в суде. Невероятно, но факт: около 70% судебных споров с налоговой в России решаются в пользу налогоплательщиков. Поэтому не бойтесь судиться с налоговой, если не согласны с ее решением (в начале статьи я уже писал, почему оно такое). Отстаивайте свои права!

Как не стать объектом пристального внимания налоговой?

Ответ на поверхности: правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения и спрогнозировать вероятность налоговой проверки.

Такими инструментами могут стать сервисы СБИС. Оценить риски проверки и не стать ее объектом поможет СБИС Оценка налоговых рисков. Наладит отчетность во все контролирующие органы СБИС Электронная отчетность. Со СБИС упрощается сдача отчетности, стремится к нулю риск ошибок и несоблюдения сроков. У вас под рукой всегда будет персональный календарь отчетности, все нормативные документы по бухучету, полный набор актуальных форм отчетности, онлайн оповещения ФНС и многое другое.

О том, как можно обезопасить предприятие от внеплановой налоговой проверки с помощью сервиса СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Почему налоговая проверка перестала быть неизбежной

Долгое время налоговые проверки были тем бременем, которое налогоплательщикам приходилось нести хотя бы раз в три года, и это нерушимое «правило» укоренилось в сознании среднего и крупного бизнеса. Обязательная проверка приобрела в некотором роде ритуальный характер, крайне важный для внутренних процессов и отчетности. Для налоговых специалистов и бухгалтеров компаний налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки. Любая задержка визита инспекции вызывала недоумение, а зачастую и опасения: не копит ли силы налоговый орган, перед тем как обрушится с доначислениями?

Но за последние годы ситуация изменилась кардинально – без проверки можно работать и пять, и даже больше лет. ФНС снижает давление на бизнес, в том числе сокращая количество налоговых проверок.

Однако не стоит обольщаться. Упрощение налогового администрирования в первую очередь связано не с желанием угодить налогоплательщикам, а с целью повысить бизнес-эффективность – достигнуть максимального результата с минимальными затратами. К чему тратить ресурсы и время на проверку, которая может окончиться ничем?

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.

Добиться этого ФНС помогло внедрение риск-ориентированного подхода. По результатам предпроверочного анализа или камеральной проверки налоговые органы стали активно убеждать налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги, называя это «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Так, согласно отчету ФНС за 2018 г., по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб.

Налоговые органы начали более активно практиковать «разделение труда»: конкретные инспекции фокусируются на отдельных отраслях, что закономерно повышает отдачу от контроля. Сотрудники инспекции теперь зачастую в курсе «кухни» конкретных рынков, индустрий и специфических способов налоговой оптимизации.

Именно это изменение модели налогового контроля натолкнуло нас на идею создать тест, который покажет налогоплательщикам, что вероятность проведения проверки зависит в первую очередь от них самих. Их отношения с контрагентами, финансовые результаты, рисковые сделки – вот на основании чего налоговый орган решит, тратить свои трудовые и временные ресурсы на проверку или ограничиться предложением подать уточненную декларацию.

При составлении теста мы в первую очередь отделили малый бизнес от среднего и крупного. Вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, очень невелика. Исключением, конечно же, является «номинальный» малый бизнес, который уже давно вырос до среднего или крупного, но продолжает применять упрощенные режимы, стремясь избежать роста налоговой нагрузки. В такой ситуации «дробление бизнеса» может стать поводом для проверки. В декабре 2018 г. ФНС поручила усилить работу с компаниями, которые прибегают к такому способу налоговой экономии. Подобные дела привлекают внимание даже Конституционного суда.

Классическим поводом для проверки остаются подозрения в необоснованном возмещении НДС. Если кто-то из налогоплательщиков полагает, что его реальные цепочки продаж или оказания услуг остаются тайной для налоговых органов, то он глубоко заблуждается. Уже давно в полную силу работает автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), которая позволяет быстро проверить цепочку контрагентов, выявить, где произошел разрыв, кто не заплатил налог, а кто предъявил его к возмещению. ФНС остается только принять решение, кто из участников цепочки контролирует однодневку, не рассчитавшуюся с бюджетом, и кто должен сделать это за нее. Поменялся подход и к возмещению НДС. Если раньше оно происходило по схеме – «декларация – камеральная проверка – отказ – судебное обжалование», то теперь налоговики могут возместить НДС по итогам камеральной проверки, для того… чтобы затем доначислить налог по итогам выездной. Благо это позволяет позиция высших судов.

Отдельный риск таят в себе льготы – и не только из-за пристального внимания налоговых органов, но по причине нестабильности судебной практики. Сколько штыков было сломано в спорах об одной только льготе для энергоэффективного имущества.

Особняком стоит вопрос налоговой нагрузки. Так называемые «комиссии по убыточности» никуда не делись и продолжают жить и здравствовать. И далеко не всем удается убедить налоговые органы в том, что низкая рентабельность связана с объективными экономическими факторами, а не с потенциальными нарушениями.

Триггером остается применение соглашений об избежании двойного налогообложения – налоговые органы обязательно проверят обоснованность льгот при выплате дохода иностранным компаниям.

При подготовке теста мы в том числе руководствовались разработанными ФНС и находящимися в свободном доступе критериями, которые позволяют оценить риски налогоплательщиков. Мы не ставили перед собой цель переписать эти 12 критериев и с предельной точностью рассчитать реальную вероятность проведения выездной проверки конкретной организации. Нашей задачей было дать пищу для размышлений об аспектах хозяйственной деятельности, которые могут вызвать интерес налоговых органов.

Подводя итог, хочется дать несколько советов. Чтобы минимизировать риски, необходимо:

• следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельности, распространенными подходами к налогообложению.

• иметь в виду, что обзоры практики, рассылаемые ФНС, предназначены не только для инспекций, но и для налогоплательщиков. Очень многих проблем можно избежать, понимая подход налоговых органов.

• предоставлять налоговым органам информацию, которая поможет убедить их в консервативном отношении компании к налоговым обязательствам.

• если все же налоговики начали проверку, то компания должна стремиться доказать, что у спорных операций были бизнес-цели, они были экономически оправданны и необходимы.

Выездные налоговые проверки стали точечными – крайней мерой контроля, которую задействуют, только если инспекторы уверены в конкретных нарушениях. Только за последние два года средняя доначисленная по итогам выездной проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 г. до 22 млн в 2018 г., а число проверок сократилось с 26 000 до 14 200. Сегодня вероятность того, что после проверки налоговые органы уйдут с пустыми руками, стремится к нулю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *